Близнецовый регистр — это важный ресурс, задачей которого является выявление объективных связей между приобретенными и генетически заложенными особенностями развития человека, с помощью близнецового метода. С 2011 года такой регистр существует и в нашей стране — это Российский школьный близнецовый регистр - "Прогресс", созданный на базе Лаборатории когнитивных исследований и психогенетики Томского государственного университета. Работа регистра направлена на изучение того, как индивидуальные различия влияют на процесс обучения. С его помощью воплощаются в жизнь междисциплинарные исследования мирового уровня, проводятся молекулярно-генетические кросс-культурные исследования для понимания механизмов когнитивного развития.
В 2011 году Томский государственный университет получил грант правительства РФ (так называемый мегагрант) на создание лаборатории. На базе этой лаборатории при участии Российско-британской лаборатории психогенетики Психологического института РАО и был создан первый в России близнецовый регистр.
Сергей Борисович Малых, профессор, доктор психологических наук, действительный член Российской академии образования, со-руководитель лаборатории когнитивных исследований и психогенетики - гиперссылка: "Основной результат, достигнутый лабораторией - это близнецовый регистр, который работает и развивается. Мы все время увеличиваем количество участников. В регистре сейчас более 3000 пар близнецов". Российский Школьный Близнецовый регистр (РШБР) - это уникальный исследовательский ресурс, который позволяет расширить наши научные представления о природе индивидуальных различий, связанных со средой и наследственностью. Именно поэтому проект называется “Прогресс”: прогресс в обучении через генно-средовые исследования. Сегодня в него входят близнецы начиная с 7 лет из более чем 54 000 школ России. Являясь участниками РШБР, они уже делают свой вклад в развитие образования.
Юлия Владимировна Ковас, профессор, директор международной лаборатории междисциплинарных инновационных исследований индивидуальных различий в обучении факультета психологии Голдсмитс колледжа Университета Лондона, со-руководитель Российско-Британской лаборатории психогенетики Учреждения РАО «Психологический институт», со-руководитель Международного центра исследований развития человека ТГУ: "У поведенческой генетики огромные перспективы и потенциал к улучшению детского образования. Лучшее понимание биологических, социальных и культурных факторов, вовлеченных в процессы обучения, приведет к возможности персонализировать образование таким образом, что все дети смогут учиться более эффективно".
РШБР входит в международную сеть близнецовых исследований наряду с такими регистрами, как «Исследование раннего развития близнецов» (Twins Early Development Study – TEDS), Великобритания; «Вестерн Резерв проект по изучению навыков чтения» (The Western Reserve Reading Project), США; «Квебекское близнецовое исследование» (The Quebec Newborn Twin Study), Канада и др. (читать подробнее о близнецовых регистрах мира)